Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?
Вы наверняка встречали это громогласное саморазоблачение студии Артемия Лебедева. Якобы логотипы для реальных клиентов в тарифе «Экспресс-дизайн» создавала нейросеть. Если нет, то ознакомиться с проектом aka Николаем Ироновым можно здесь.
Кое-где и правда получилось недурно. Но помимо очевидных рассуждений о реальности существования Николая Иронова, меня вот уже месяц мучает другой важный вопрос.
До какой степени может развиться творчество нейросети?
И вообще, способна ли она отобрать у дизайнера профессию? Если всегда работать в рамках экспресс-дизайна без правок, то да. Несколько выпущенных в реальную среду проектов Иронова подтверждают это. Но давайте посмотрим на их суть: youtube-блогеры, яркое крафтовое пиво, пельменная для молодой аудитории, матча-кофейня и тд. Их объединяет стремление к чему-то новому, яркому и отличающемуся от остального мира.
Безусловно, логотип с рвущими шаблон образами идет только на пользу каналу Хованского! Но решает ли он задачу дизайна «Превращение хаоса в осмысленные явления», о которой говорил худрук одноименной студии?
Этого нейросеть явно не сможет достичь при разработке той же карты навигации по необъятному московскому метро или 80-тысячному стадиону «Лужники». Потому что тогда у «железного дизайнера» не будет двух главных человеческих факторов – правок заказчика и переживаний исполнителя. И в случае с навигацией оба фактора направлены на то, чтобы конечному потребителю было понятно и удобно найти правильный путь в большом помещении. Дизайн нейросети не создает удобство, а наоборот, подбирает вручную настроенный рандом из визуального брифа. Он чертит линию так, как хочет, но ничего в это не вкладывает. Это просто уравнение.
Потому-то ремесло на все 100% не перейдет в руки «ироновых» – им нужен будет хотя бы один человек.
Арт-директор для нейросети
Для меня, как копирайтера, бриф выступает в качестве благоприятных рамок. Он отсекает лишние пути раздумий и выводит в то самое поле допустимых идей, из комбинаций которых потом рождаются концепции. Генеративный дизайн (и не только дизайн) способен заменить эту самую работу по подбору комбинаций, но не привести к итоговому решению.
Тот же Иронов приносит десятки вариантов, из которых именно арт-директор выбирает наиболее подходящий. Так что если логотип показался сильно не попадающим в бриф, то либо это плохой выбор арт-дира, либо криво собранное задание для ИИ. В любом случае придется дорабатывать и приводить в форму или «докручивать» до какой-нибудь визуальной метафоры. Например, как в этом логотипе блога про путешествия.
Потому многие дизайнеры успокаивают себя, что без работы в ближайшие пару десятков лет они точно не останутся. Сначала нейросеть станет просто инструментом ежедневного пользования вроде фотошопа (или даже станет его частью). Затем украдет ручную работу, а дизайнеров пересадит в кресла «отделов по контролю нейросетей». Расширять/ограничивать диапазон возможных образов для неживого сотрудника будет не так увлекательно, но зато не нужно осваивать кардинально новую профессию.
Остается верить, что восстания дизайнерских машин не произойдет, а «Студия Артемия Лебедева» для своего пиара будет находить еще много громких инфоповодов. Например, расскажет про нейросеть, которая ежемесячно подбирает цвет волос для ее основателя.
Что будет с другим творчеством?
С дизайном вроде разобрались, но нельзя не упомянуть остальной креатив. Я сам ежедневно тружусь над неймингами, сценариями, идеями кейвижуалов. Получается, и меня когда-нибудь заменит «копирайтерминатор»!
Но действующие принципы работы нейросети пока не отвечают требованиям брифов на креатив. И даже если процесс примерно похож на человеческий:
- читаешь задание
- создаешь в голове варианты исполнения
- развиваешь их на основе знаний об окружающем мире/индустрии
- докручиваешь под нужную тональность и ограничения.
То в итоге у нейросети получается бездушный продукт или то, что подходит под заданные правила, но не под целевую аудиторию.
Возьмем один из наших анимационных роликов про средство для очищения плит и духовок «Волшебная плита». Одним из требований заказчика было повысить узнаваемость простого, но все-таки нового имени в сфере очищающих средств. В рамках задания и тарифа, мы выбрали стихотворное повторение с демонстрацией рациональных качеств продукта.
А теперь давайте представим, какой бы текст диктора получился у искусственного интеллекта. Глядя на то, как работает один из главных русскоязычных стихотворных ботов, можно предположить, что вышло бы примерно так:
Вот волшебная плита – покупайте неспроста,
Вот волшебная плита – чистотою залита…
Отрывок носит гипотетический характер, но выглядит в духе других стихов нейросети – нескладно и даже криповато.
Рифма присутствует, смыслы переданы и форма сохранена, но содержание не будет привлекать покупателя. Вот и получается, что машина на основе любого количества терабайт загруженных данных может превратиться в неумелого текстовика, но никак не в копирайтера. Вот тут вспомнилось, как говорит один из моих коллег: “Текстовик на «Тотальном Диктанте» может допустить ноль ошибок. Копирайтер может допустить всё”.
Пара слов для потомков
Если вы смеетесь над этим текстом в своем 2035-м, то так уж и быть, подловили старика! Надеюсь, ваши нейросети понимают все тонкости брифа и делают с душой.
Но если вы в 2020-м, где наша индустрия держится на человеческом копирайтинге и дизайне, то обратите внимание на работы наших подразделений – Соловей BRANDING и Соловей CREATIVE. Там мы досконально изучаем пожелания заказчика и создаем креативный продукт от людей и для людей.
Подробно о стоимости
Ценообразование в Соловей PRODUCTION
Нужен видеоролик?
Соловей PRODUCTION: Создаем профессиональные анимационные видеоролики! Для решения сложных бизнес-задач с предсказуемым результатом! Проекты от 100 000 р.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: